О будущем уральского и, в целом, российского футбола говорим с президентом футбольного клуба «Урал» Григорием Ивановым. Ведущий — Максим Путинцев.
Президент ФК «Урал» Григорий Иванов: «Клубы от перехода в Азию ничего не выиграют».
— Как настроение, Григорий Викторович?
— Настроение хорошее. Готовимся к сезону. Самое главное — чтобы «Урал» любили, на «Урал» ходили, за «Урал» переживали. Так что…нормальное настроение.
— Правда ли, что для поддержания спортивной формы, вы сейчас не только теннисом занимаетесь, но зимой еще и на коньки встали?
— Так я всегда.. Я же на Урале родился. С сожалением смотрю на наших молодых ребят, которые сидят дома, с гаджетами… Так вот, я же хожу на каток — около Центрального стадиона у нас хороший лёд, и вижу, что люди кататься не умеют. Очень мало людей, которые катаются. Я смотрю на своих ровесников, может, кто-то чуть-чуть помладше, — все умеют, все катаются. А молодежь, к большому сожалению, на коньках не стоит. У нас в детстве была классика: летом – футбол, зимой – хоккей. Так что тех, кто не умел на коньках кататься, было очень мало, и смотрели на них скорее с сожалением и недоверием.
— Вы на лед выходите регулярно или по настроению?
— Ну, как регулярно… Когда есть возможность, время, тогда и выхожу. Хочу поставить на коньки внука. Он уже стоит, едет, но не толкается еще. Хочу, чтобы он всё-таки уральцем вырос и умел кататься на коньках.
— Надо аккуратнее, а то предпочтет хоккей футболу.
— Ну и пускай. В любом случае это будет его выбор. Какой выбор сделает, такой и сделает. Может, он и на балалайке играть будет…
— Тоже хорошо!
— Тоже хорошо, да.
— Ну, давайте к разнообразным актуальностям переходить. Наверное, самое главное — возможный переход Российского футбольного союза в Азию. Я слежу за этой ситуацией, и каждый новый день, в моем представлении, ситуацию не проясняет, а еще больше запутывает. То идем, то не идем. То ли будет голосование в РФС, то ли не будет… Григорий Викторович, объясните, что происходит, вот как вы это видите?
— Это очень серьезное и сложное решение. И Российский Футбольный Союз, исполком РФС сомневается, нужно ли переходить в Азию. Если бы не сомневались – давно бы приняли такое решение, например, на Исполкоме в прошлую пятницу. Еще раз скажу: решение очень сложное.
— Давайте, как говорится, обсудим плюсы, минусы и подводные камни…
— Руководитель Российского футбольного союза Александр Валерьевич Дюков сказал, что все клубы Премьер-Лиги готовы переходить, и все за то, чтобы переходить. Но я высказывался осторожно. Я говорил, что, конечно, лучше играть, чем не играть. Но на клубном уровне мы точно ничего не выиграем. Потому что в Азии играют сильные команды, конечно. Япония, Южная Корея, Австралия – лидеры азиатского континента. Но все их сильнейшие футболисты играют за рубежом, играют в Европе.
Всё-таки УЕФА, я считаю, это сильнейшая конфедерация, сильнейший футбольный союз.Но с его стороны в нашем отношении нет конкретики. Нам хотя бы сказали, что вот, ребята, закончится у вас спецоперация и мы вас сразу же вернем. Или сказали бы — вот вам 5 лет бан, в течение которых вы точно не будете играть, а потом мы вас возвращаем. Тогда мы бы хоть что-то знали. Но сейчас мы вообще ничего не понимаем: когда, сколько это может продлиться. Ну и еще хочу сказать… Вот сборная – это флагман страны, представляет страну. Ну, вы наказали сборную. Но клубы тут причем? Юношеские соревнования причем? Пацаны, которым сейчас 15, 16 лет… Им надо играть. У нас очень хорошая молодежь подрастала и подрастает. И её много. Пускай бы играли дети, почему вы им не разрешаете играть? Но УЕФА молчит. Ничего не говорит. Да, сейчас, когда мы начали активно вот эту позицию озвучивать, что мы перейдем в Азию, в УЕФА проснулись и стали говорить – почему, как… Всё-таки я неоднократно повторял, что век футболистов очень короткий. Ну, 10-12 лет активной игры в футбол. Есть риск вообще не поиграть на международном уровне. Надо что-то с этим делать. Это может быть сложное, непопулярное решение – переход в Азию. Вот если бы наша сборная играла в Азии, а клубы – в Европе, это, возможно, был бы идеальный вариант. Но, к сожалению, так нельзя. И так точно не будет. Или, например, сборная будет играть отборочные матчи в Азии, выйдет в финал чемпионата мира 2026 года, а нам скажут: нет, ребята, ФИФА запретила играть в своих соревнованиях. И что?
— Давайте посмотрим на ситуацию глазами именно клубного руководителя. Кажется, что с переходом в Азию клубы получат два негативных момента. Первый – талантливые игроки будут активнее стремиться в Европу, не задерживаться в России, если их уровень таланта это позволяет. И второй – европейцы к нам будут ехать, наверное, с меньшей охотой. Это так или нет?
— Если смотреть интервью наших молодых футболистов, все говорят: мы мечтаем поиграть в Европе. А ветераны все хотят в Азию – богатые страны, высокие зарплаты. Так что все не так линейно. Ну, почему, многие футболисты же приезжают за деньгами. Если хорошо платите, футболисты приедут. И я не думаю, что это скажется: где будет наша страна играть – в Европе или нет. Конечно, многие европейцы хотят, чтобы их видели. И сейчас-то уже едут не так охотно…
— Им важно светиться всё равно. А без еврокубков это гораздо сложнее.
— Да.
— Давайте продолжим, так скажем, международную панораму. Вы ездили на решающие матчи чемпионата мира в Катар. Видели, как Месси стал чемпионом. Вы какие-то в этот момент особые чувства испытали? Или это было бы слишком высокопарно? Ну, потому что – где Месси и где мы. С другой стороны, вы всегда говорили, что симпатизируете этому игроку.
— Чемпионат мира еще раз доказал, что выше его нет ни одного соревнования.
— Ну а Лига чемпионов как же?
— Ну, нет. Лига чемпионов не годится в сравнение с чемпионатом мира. А в Катаре я испытывал двойственные чувства. Ни за одну сборную не болел. Я болел конкретно за Месси. Ну, а раз так, значит, хотел, чтобы выиграла сборная Аргентины. Потому что этот человек своей преданностью футболу, своей игрой, всем, что он сделал для футбола, достоин был стать чемпионом мира. И я очень рад, что у него получилось. Я видел его вживую и раньше – в сборной и в «Барселоне», но именно на этом чемпионате мира он показал фантастическую игру. Иногда к звездам другие игроки относятся не очень хорошо: дескать, мы тут рояль носим, а он – звезда – на нем играет. Но в сборной Аргентины такого не было. Они все писали, говорили, что 90% нашей команды – это Месси. Значит, они его уважают не только как футболиста, но и как человека, и это очень важно! У каждого времени свои герои и короли. Раньше это были Пеле и Марадона. Сейчас Месси – номер один, однозначно.
— А где стадионы лучше? У них или у нас? Предыдущий чемпионат мира был в России. Самое время сравнить.
— У нас тоже очень хорошие стадионы. Взять, например, в Санкт-Петербурге. Такого стадиона в Европе и близко нигде нет. Где закрывается крыша, где выкатное поле. И поле всегда хорошего качества. «Лужники», вот мы недавно с «Торпедо» играли на Кубок в «Лужниках». Великолепный стадион! Да и наш стадион в Екатеринбурге нисколько не хуже некоторых арен в Катаре. Да, там где проходил финал, построили стадион – хороший, современный. Но мы не уступаем. И я хочу сказать, что чемпионат мира у нас был более организованным.
— Конкретизируете?
— Например, там пришлось добираться до игры 2-2,5 часа. И потом обратно столько же. Все это как-то непонятно. Едешь и вроде стадион рядом, но надо еще километров 20 проехать, потом развернуться, потом еще километров 20 обратно ехать, и это все в пробках. Как-то непродуманно… Но в целом на хорошем уровне всё было организовано. Ну, вот я не заметил, что пива нет. Кто-то, может, пострадал по этому поводу, я — нет. Понравилось красочное открытие каждого матча, закрытие чемпионата было великолепным. Так что… было очень интересно и довольно-таки на уровне.
— А как вам уровень самого футбола на турнире? Всё-таки еще раз – есть Лига чемпионов, где играют лучшие из лучших. Причем, они постоянно в клубах, тренируются вместе. Тут ведь явно не то…
— Может быть, болельщики со мной не согласятся, но всё-таки уровень футбола был достаточно приличный. Такого финала я давно не видел. Так чего там говорить о Лиге чемпионов… Мне кажется, чемпионат мира в ноябре-декабре, октябре-сентябре был бы намного интереснее, чем в июне-июле… Вот ты говоришь — Лига чемпионов. Хорошо. Представляешь, ребята, которые играют в финале Лиги чемпионов, какие они эмоции выплескивают, как они вымотаны физически. И после этого они едут на чемпионат мира, не успев толком отдохнуть. А здесь чемпионаты только начались, ребята только из отпуска вышли. Два месяца всего играют. И игроки были в порядке. Так что… Это мое мнение, многие могут не согласиться, но я думаю, что если проводить чемпионат мира в сентябре-октябре, то футболисты были бы в лучшей форме и качество игры было бы выше.
— Давайте от международной панорамы к уральским делам и вопросам перейдем. Если бы в РПЛ была номинация «Преображение года», я думаю, в этом сезоне «Урал» точно бы стал лауреатом. Потому что мы помним, как команда начала новый сезон, новый чемпионат, и как она его завершала осенью. Очевидно, что главный творец перемен – новый главный тренер Виктор Гончаренко. Опишите, пожалуйста, Гончаренко тремя определениями, тремя прилагательными. Какой он? Может быть, понятнее станет, за счет чего это преображение случилось.
— Он большой профессионал – это однозначно. Он очень любит футбол, очень любит свое дело. И он знает свое дело. И он много нового принес в клуб. Он же у нас работал уже как-то, но тогда мы не успели с ним долго поработать. Да и сейчас мы недолго еще работаем. Но я знал, как он работал и в «Краснодаре», и в ЦСКА. Я считаю Виктора Михайловича одним из лучших тренеров, которые сейчас работают в России. Он всегда идет к поставленной цели, всё делает правильно. Он многое в нашем клубе изменил. Это и питание, и тренировочные процессы. Больше всего мне понравилось первое занятие. Когда он пришел, мы его нигде особо не представляли, сразу же на тренировку приехал, вышел на поле. Первое, что он сказал футболистам, — ребят, будем очень много работать. Вот это самое главное. И важно, что после первых тренировок никто не возразил. Всем это понравилось, все футболисты пошли на это. На тренировках они отрабатывали по полной. Все хотели, тренировались. И это большая заслуга, что он заставил ребят тренироваться, заставил играть. И то, что ты сказал – преображение года… не хотелось бы больше таких преображений. Мы каждый год как китайские комсомольцы: сами создаем себе трудности, а потом их героически преодолеваем. Взять даже и прошлый сезон, когда мы тоже барахтались непонятно как, и в самом конце сезона уже вылезли, ушли от переходных игр, сохранили место в Премьер-Лиге. Не хочется повторения этого. Хочется движения вверх. В целом весь год мы прожили более-менее нормально, мы продали футболистов, у нас были деньги, которые мы смогли саккумулировать, и в последние дни трансферного окна мы усилились, взяли качественных футболистов. Все ребята, которые пришли, как люди оказались очень порядочными, которые реально хотят работать и хотят быть в футболе. Немного не угадали разве что с Уруновым . Но Остон такой парень… ему надо перестроиться. Он очень талантливый и сможет стать хорошим футболистом, но надо любить футбол, а не себя в футболе. Так что только с ним одним и не угадали. Год закончили на мажорной ноте. Дай бог, чтобы у нас так и дальше продолжалось. В турнирной таблице как можно выше надо подняться.
— Год назад перед зимним перерывом у «Урала» было 14 очков. Сейчас – 21. Вам спокойно?
— Не так далеко мы оторвались от всех. Спокойно не может быть никогда. Хочется подняться выше. Пока спокойствия не ощущаю. Так же переживаю, жду первые матчи, когда мы начнем играть, и волнение присутствует уже сейчас. Волнение присутствует перед сборами. Так что спокойствия пока нет.
— Самый популярный вопрос вам из соцсетей от болельщиков: какие будут изменения по составу, будет ли «Урал» усиливаться в это трансферное окно?
— Мы в последние дни осеннего трансферного окна существенно усилились. Взяли 5 футболистов, у нас хорошая команда. После переговоров с главным тренером мы решили, что если найдем кого-то, кто будет сильнее наших футболистов, конечно, мы будем смотреть. Но если будут игроки плюс-минус такие же, то зачем? Чтобы сидели на лавке и не играли? Нет. Брать, для того чтобы брать – это не наш путь. У нас сыгранный коллектив, ему важно не навредить. Так что если кого-то и будем брать, то только точечно.
— А что с Каштановым? Болельщики переживают, не перекупят ли его конкуренты?
— У нас стоят очень хорошие отступные за Каштанова. Мы по большому счету сами его только сейчас купили. В трансферном контракте у ФК «Родина» стояли отступные. Мы эти отступные заплатили. Теперь Каштанов наш футболист. За него другие отступные заявлены нами. Так что если он уйдет, то только за очень хорошую сумму. Но я не думаю, что это случится. Алексей в предыдущей части сезона сыграл хорошо, ярко сыграл, но ему надо еще расти. Он всё-таки шагнул из Второй лиги сразу же в Премьер-Лигу и у него еще масса есть пробелов. Мы довольны, как он работает, всё понимает, и Виктор Михайлович им доволен. Я не думаю, что в этом сезоне у нас кто-то его перехватит.
— Вдогонку вопрос. В вашем представлении, что происходит с игровым уровнем чемпионата России? Падает ли он? Как иначе объяснить, тот факт, что в этом сезоне блистают игроки вроде нашего Каштанова или Сычевого из «Оренбурга», который «Крылья» перешел. Они ведь раньше, причём до весьма зрелого возраста как-то особо ярко себя не проявили?
— Наши ведущие клубы Премьер-Лиги в основном смотрят за границу, а не на ту же Вторую лигу… Вот Лёша Каштанов два года назад еще играл в любительском футболе. Или Андрей Егорычев – то же самое, он близко к «Факелу» не подходил, играл в любительском футболе, хотя сам из Воронежа. Его взяли в «Носту», он там немного поиграл, и видно, что парень был талантливый. У нас есть очень много талантливых ребят в глубинке. Им нужно оказаться в нужное время в нужном месте, чтобы их заметили. Ровно для этого мы создали команду «Урал-2». Я очень хотел, чтобы у нас была эта команда, где бы мы могли присмотреть ребят из Второй лиги. Того же Андрея Егорычева, Ваню Кузьмичева. Массу ребят взяли из второй лиги. И они играют уже. И хорошо играют. Их надо уметь разглядеть, вот и всё. А уровень футбола… Ведущие клубы, те же Зенит и Спартак – они всегда искали и будут искать сильных иностранцев. А вот другие сейчас стали пристальнее на своих смотреть, и они пробиваются, показывают хорошую игру. Конечно, может быть, уровень футбола немного у нас просел. Конечно, когда играли Витсель, Халк, они планку высоко держали… В общем, есть ребята талантливые, их надо просто искать, надо, чтобы тренеры, селекционеры обращали внимание не только на вторую лигу, смотрели вообще повсюду. Я знаю тренеров, которые вообще все соревнования смотрят: и детские, и юношеские. И уже оттуда ребят начинают брать. Так что у нас школы, академии работают. Взять того же Головина, люди и не знают, наверное, где он родился, начал играть в футбол… Но звездочки появляются, и они могут перешагнуть через первую лигу.
— Как вам Евгений Аверьянов на посту главного? Почему вы доверили ему руководство командой всего на один матч?
— Так получилось. Есть главный тренер, и есть помощник главного тренера. Евгений Аверьянов очень сильный тренер, и как помощник. И я считаю, что надо ему где-то поработать, даже в нашей же системе побыть главным тренером. Другая зона ответственности. И мы вот с ним разговаривали даже после этого. И он говорит – я понимаю, у меня первая игра; понимаю, что раньше мог прийти к главному тренеру, что-то подсказать, а тут мне надо принимать решение…это немного другое. А как тренер, как специалист, он очень сильный. И я очень им доволен. Дай бог, что он когда-то будет главным тренером и у нас в «Урале». Он учился вместе с Галактионовым, который перешел в «Локомотив» главным тренером. Но у Галактионова тоже было – когда перешел в «Терек» главным тренером работать, у него же не получилось, а сейчас он набрался опыта. И Жене, я думаю, надо набраться опыта быть главным тренером.
— Удастся ли сохранить голкипера Илью Помазуна больше, чем на оставшиеся полсезона?
— Более того, в контракте записано, что даже в это зимнее трансферное окно ЦСКА может его забрать. Но пока там здоров Игорь Акинфеев, и дай бог ему здоровья и многих лет жизни в футболе. Еще в ЦСКА молодой парень подрастает… Так что думаю, прямо сейчас они Помазуна у нас не заберут, а дальше будет видно. Илье надо играть, он не молодой уже парень. Будет плохо, если он присядет на скамейку и будет сидеть… Мы много видели вратарей, которые сидели под Игорем Акинфеевым, а потом просто заканчивали с футболом. Илье нужна постоянная игровая практика, и «Урал» уже третий год предоставляет ему такую возможность. И публика любит его, мне кажется, Помазун не горит желанием куда-то поехать.
— Есть ли шанс на отмену паспорта болельщика или хотя бы на смягчение системы доступа на стадион?
— Это хороший вопрос. И я не был бы против его отмены. Но это закон, и мы обязаны его выполнять. Вроде сейчас говорят в Минцифры и в Минспорта, что сделают более комфортным получение этого документа, но посмотрим. 5 клубов уже испытали, что такое это такое. Посмотрим, как другие клубы будут испытывать, посмотрим, что будет происходить в том же Питере, в том же «Спартаке». Хотя у «Спартака» многие болельщики итак заранее начали протестовать, не ходить на матчи. Посмотрим, что и как будет. Обещают что-то сделать, чтобы болельщикам удобнее было. Потому что мы же теряем зрителей. Вот, допустим, приехали к вам друзья, идут мимо стадиона, говорят – давай на футбол сходим. Но надо получить FAN-ID, потом купить билеты, и в итоге решают не идти.
— Надо сказать, что все это довольно просто, карту болельщика получить несложно. Но, кажется, проблема в том, что люди просто не готовы вникать и разбираться, что к чему…
— Ну а зачем им за свои деньги тратить еще и свое время? В итоге человек решит по телевизору посмотреть футбол или в баре. Так что надо сейчас бороться за болельщика, чтобы он вернулся на стадион. А мы пока преграды создаем. Дай бог, что это всё получится и станет более доступным. И тогда, может быть, народ вернется.
— Футболисты сейчас находятся в отпуске, верно?
— Да, им осталось две недели отдыхать. 12-го числа мы собираем команду.
— Не длинноват отпуск получается? Из-за чемпионата мира раньше закончили в этом году.
— Хорошо, что появился Кубок России. Мы с главным тренером обсуждали этот вопрос. Если бы мы закончили 12 ноября и нам светила перспектива просидеть без дела два с лишним месяца, то мы бы в декабре провели сбор. А так нормально получается. Мы 12-го января собираемся, проходим медосмотр и 15-го уезжаем на сборы.